И вспомнили про гостеприимство
В аэропорту Владикавказа, куда благополучно доставил нашу команду лайнер Ту-134, около двадцати минут пришлось ждать автобус. Зная о знаменитом кавказском гостеприимстве, воронежская делегация сим фактом была немного шокирована. Впрочем, причина опоздания оказалась уважительной. Дело в том, что сразу после прилёта чартера из столицы Черноземья на местном аэродроме приземлился личный самолёт президента Республики Алания, господина Дзасохова. Естественно, все дороги оказались перекрыты до тех пор, пока мимо нас в сопровождении усиленной охраны не промчался в направлении города кортеж из белых «Мерседесов». Надо было видеть огорчённые лица долго извинявшихся за накладку администратора «Алании» и водителя клубного автобуса.
Впрочем, искупили свою «вину» представители хозяев поля с лихвой, помогая нашей команде в течение двух суток быстро и оперативно решать любые вопросы, связанные с размещением, тренировками и т. д. В общем, гостеприимные хозяева постарались создать «Факелу» (естественно, только вне футбольного поля) полный душевный комфорт. Одна маленькая деталь. Во время ужина с подмостков эстрады звучали здравицы в адрес именинников – Нененко и Пчельникова, а тапёр старался изо всех сил, исполняя знаменитые мелодии: «Есть только миг» и «Ностальжи». Это оказалось вполне достойной компенсацией за спартанского вида гостиничные номера, в которых разместились игроки и руководство нашего клуба. Здесь же, кстати, проживала гастролирующая по Кавказу знаменитая команда КВН «Махачкалинские бродяги» во главе с капитаном Муслимовым.
Футбольная Мекка юга России представляла собой чистый, уютный и в целом достаточно типичный кавказский город. Мутный Терек, старинная мусульманская мечеть, горная гряда с местами белоснежными вершинами да ещё, пожалуй, любопытный дорожный знак: «Листопад! Не допускать юза!» - этим списком вполне можно завершить перечень местных достопримечательностей. Какая-то на редкость тихая и доброжелательная атмосфера никак не ассоциировалась с тем, что буквально-таки на расстоянии в двести километров идёт война. Единственное напоминание – кружащие над городом и уходящие в сторону горного хребта боевые «вертушки».
Футбол во Владикавказе любят беззаветно. И ровно настолько ненавидят спартаковских фанатов, раз за разом провоцирующих во время своих визитов местную торсиду. В каждом дворе детвора гоняет мяч, мечтая о лаврах Тедеева или Пагаева. А каждый болельщик считает своим долгом подойти к тебе, засыпать вопросами, искренне (во всяком случае, внешне) пожелать удачи и поделиться своими тревогами за будущее «Алании». Российскую провинцию здесь принимают за коллег по несчастью в неравной битве с московскими клубами. Первопрестольную, мягко говоря, не жалуют. Равно как и собственного президента Дзасохова, который, по мнению владикавказских болельщиков, «Алании» совсем не помогает.
Как Кувалда Терек заглушал
Утром накануне матча наши ребята провели интенсивную разминку в парке рядом с гостиницей «Владикавказ». Она включала в себя скоростные и силовые упражнения, а «на закуску» - ускорения. А в 17:00, ровно за сутки до свистка совсем не баловавшего «Факел» ранее своим судейством арбитра Баскакова, футболисты нашей команды опробовали изумрудный газон главной арены республики. Тренировались в охотку и больше часа от души возились с мячом. За тренировкой "Факела" пристально наблюдал генеральный директор «Алании» Битаров, а затем и приехавший со своими подопечными главный тренер хозяев Гуцаев. Сразу по её окончании осетинские игроки вышли на поле. Тем временем главный тренер «Факела» Нененко был атакован представителями местного телевидения, которым он дал блиц-интервью. Кстати, более чем за сутки до матча во Владикавказе объявился первый воронежский болельщик – небезызвестный Кувалда. Судя по утомлённому внешнему виду, он повторил путь отца Фёдора из «Двенадцати стульев», пройдя пешком через перевалы по Военно-Грузинской дороге. Видимо, вожделенного обладателя куска колбасы в качестве объекта для нападения у Кувалды (в отличие от литературного героя) на пути не оказалось, и посему он был изрядно голоден. Укусил ли Кувалду во время горного перехода орёл, тоже доподлинно не известно. Только подкрепившись бутербродами, он на тренировке «Факела» ревел так, что временами заглушал Терек. В день игры из Воронежа прибыло солидное (учитывая расстояние, дороговизну поездки и небезопасность региона) подкрепление. На поезде прибыли семь молодых фанов «Огненной силы», да на арендованном микроавтобусе подтянулись девять «стариков».
В предыгровом пасьянсе наш главный приготовил своему визави пару сюрпризов. Правая бровка была отдана на откуп Захарову, а вместо плеймейкера Семина этакую пару инсайдов в центре составляли Сафронов и… Юминов. Наконец, дисквалифицированного Горбачёва на левом фланге обороны заменил Черкес. Впрочем, последний ход угадывался ещё до матча. Некоторые перестановки в своей интернациональной бригаде произвёл и Гуцаев. И после короткого праздника открытия футбольного сезона в столице Северной Осетии, включавшего в себя баражирование по беговой дорожке двух джигитов в национальных костюмах на красавцах-скакунах и талисмана «Алании» - снежного Барса на велосипеде, началась мужская сеча, в которой фантастическая заряженность хозяев на победу натолкнулась на ожесточённый прессинг, а также молниеносные контратаки в исполнении наших ребят. Шёл совсем не весенний, а красивый, техничный и осмысленный футбол в исполнении обоих соперников. Причём почти запредельные скорости сохранялись почти на протяжении всей игры, что говорит о солидном физическом фундаменте, заложенном в ходе предсезонки. Как и ожидалось, подгоняемые рёвом трибун, владикавказцы сразу полезли вперёд, надеясь уже в дебюте смять оборонительные порядки «Факела». На 5-й минуте техничный и шустрый левый хавбек «Алании» бразилец Пауло Эмилио заработал угловой, но голкипер Гончаров на выходе сыграл безупречно. Буквально через минуту сольный рейд форварда Ашветии закончился коварным ударом с носка. Гончаров не только среагировал, но и тут же отразил удар в упор добивавшего мяч Тедеева. «Факел» не дрогнул, и вот уже по левой бровке рвётся вперёд Гурбанов. Его грубо роняют на газон, однако господин Баскаков лишь разводит руками – играть!
Первый холодный душ на головы защитников «Алании» обрушился через пару мгновений. Красивая размашистая атака в исполнении Сафронова, Гришина и Гурбанова закончилась забрасыванием мяча на ход Юминову. Сергей, имитировав удар с лёту, на замахе почти обыграл опекуна. Стадион замер… Но защитник всё же исхитрился погасить силу удара.
Дистанцию держали, словно боксёры
Атаками «Алании» дирижировал Тедеев, действовавший на позиции «под нападающими». Раз за разом он пытался использовать технику и скорость форварда молодёжной сборной Грузии Ашветии, а также молниеносные рейды по левой бровке бразильского легионера. Впрочем, как и положено капитану, он охотно брал игру на себя, зачастую даже злоупотребляя индивидуальными действиями. К тому же наш Ахмедов выглядел молодцом и не давал Тедееву спокойно вздохнуть. Очередная вспышка активности «Алании» пришлась на середину тайма. Тедеев всё же исхитрился в штрафной на замахе обыграть Ахмедова, однако пробил значительно выше перекладины. Затем Алчагиров ударом метров с двадцати пяти проверил бдительность нашего вратаря.
Однако «Факел», словно опытный боксёр, разящими контратакующими ударами заставляет соперника держать дистанцию и не даёт прижать себя к канатам (то есть, к собственной штрафной). Образно говоря, бравый хук в челюсть от наших ребят последовал на 22-й минуте. Молодец, Гурбанов! Отчаянно цепляющийся за каждый мяч, наш форвард красиво «нанизывает» своего опекуна Жутаутаса, убегает по правой бровке и простреливает на дальний угол вратарской. К сожалению, Юминов на мгновение медлит с ударом. Этого достаточно вратарю «Алании» Мандрыкину, чтобы переместиться и успеть среагировать на удар в нижний левый угол. Не остаётся в долгу и Гончаров, блестяще, по-хоккейному, ногой отразив удар Ашветии. Зрителей на трибунах бросало то в жар, то в холод, а сама игра смотрелась на одном дыхании. Строго соблюдая тренерскую установку, пружина «Факела» сжимается, а затем, после кинжальных передач в исполнении Сафронова и особенно Гришина мгновенно разжимается каскадом острейших контратак. Гуцаев, словно чувствуя неладное, бросает в бой Боциева. Тот, едва появившись на поле, картинно падает в нашей вратарской, однако Баскаков и бровью не повёл. Да и вообще до определённого момента рефери позволял бороться на грани (но не за гранью) фола. И вот уже Сафронов совершает красивый затяжной (метров на сорок) рывок по левому флангу, завершая его опасным прострелом.
Торсида из Воронежа пустилась в пляс
А на 31-й минуте воронежская торсида возликовала, пустившись на трибуне в пляс. Игорь Захаров просто гроссмейстерским пасом оставил не у дел всю оборону владикавказцев. Получив мяч на ход, Юминов, как от стоячих, убежал от опекунов и, едва войдя в штрафную с хладнокровностью киллера вонзил его в нижний угол ворот Мандрыкина. Минут пять хозяева находились в прострации от этого удара, но не «поплыли». Реактивный Пауло Эмилио чисто бразильским финтом перебросил мяч через себя, оставив не у дел двух защитников «Факела», да только пробил как-то коряво. Нашему Захарову было очень тяжело противостоять бразильцу, но Игорь в очередной раз продемонстрировал мужской характер, стелясь в подкатах, равно как и обоснованность своих притязаний на место в основе. И ещё одну микродуэль хотелось отметить. Бесспорно, нападающий «Алании» Ашветия – будущая звезда. Незаурядный дриблинг, скорость, игровое мышление – всё это уже сейчас при нём. Тем приятнее отметить зрелую, самоотверженную игру воспитанника воронежского футбола Александра Черкеса, за последний год добившегося большого прогресса. Ох, как несладко порой приходилось Саше в ожесточённой встрече! Стиснув зубы, он бился за каждый клочок поля, не давая форвардам «Алании» спокойно принимать мячи. Минут за пять до перерыва наш «Факел» едва не отправил противника в глубокий нокаут. Умница и технарь Гришин, проделавший к тому же колоссальный объём черновой работы, филигранным пасом на линии штрафной нашёл Гурбанова. Гурбан мощно выстрелил в правый нижний угол, и Мандрыкин с огромным трудом перевёл мяч на угловой.
Заканчивалась первая половина встречи яростным навалом и серией угловых у наших ворот. Когда арбитр стал поглядывать на секундомер, неожиданно и в довольно безобидной ситуации ошибся Бескровный. Секундным замешательством нашего либеро воспользовался выскочивший из-за спины Ашветия, и защитнику ничего не оставалось делать, как фолить в своей штрафной. Одиннадцатиметровый взялся исполнить Тедеев. Пробил с левой в нижний правый угол ворот, трибуны взревели было от восторга, предвкушая успех, но… браво Гончарову, в кошачьем броске намертво овладевшему мячом. Представляю, скольким болельщикам на республиканском стадионе «Спартак» в этот момент потребовался валидол. И как ликовал Воронеж, прильнувший к радиоприёмникам на волне «Радио 101».
Семин разрезал пасом оборону, но слишком сильно
После перерыва выложившегося, как говорится, процентов на сто десять Гурбанова заменил Семин, а на острие атак окончательно выдвинулся Юминов. Расчёт был на умение Семина одним пасом вывести на ударную позицию нашего форварда. Забегая вперёд, можно сказать, что замена себя не оправдала. И это отнюдь не упрёк нашему плеймейкеру, а констатация факта. Очень уж сложно было с ходу вписаться в ожесточённую битву. Гена в игру не попал, да и Коваленко, вышедшему на замену в последние десять минут, пришлось достаточно трудно.
Правда, задним числом мы все «великие» стратеги. А вот Растегаев здорово помог отчаянно и небезуспешно сражавшемуся в воздухе Ахмедову.
Наставник «Алании» свои козыри попридержал до поры до времени. Лишь в середине тайма (скорее, от безысходности) он бросил в бой своих легионеров: хорошо знакомого российским болельщикам словака Холли и «тёмную лошадку» - румына Архире.
В принципе, рисунок второй половины игры остался прежним – «Алания» пыталась наседать, а «Факел» остро контратаковал. В одном эпизоде Юминов после «свечек» в штрафной едва не опережает стража ворот «Алании». В свою очередь Гончаров в броске забирает мяч после опасного проникновения в свои владения Тедеева и Боциева. Коварные угловые в исполнении капитана хозяев наш голкипер ликвидирует без вопросов. В дальнейшем хозяева в отчаянии стали сбиваться на откровенную грубость. Борцовским приёмом Тарловский просто выбрасывает на беговую дорожку (кстати, асфальтовую) Юминова, затем едва не «ломают» Черкеса. Арбитр за карточками тянется с явной неохотой. К сожалению, на подступах к штрафной захлёбывается очень симпатичная трёхходовка: Сафронов – Семин – Юминов. Где-то за десять минут до конца матча «Алания» ринулась на последний штурм. С неожиданной коварной «свечой» от правой бровки наш голкипер справляется не без труда, и тут же Черкес по-хоккейному бросается под удар, принимая его на себя.
А ведь мог, мог Геннадий Семин сделать свой знаменитый голевой пас! Разрезал-таки передачей оборону «Алании» по центру, но, увы, слишком сильно - Юминов догнать этот мяч не смог.
Арбитр к Воронежу неравнодушен
До просто царского подарка в честь 50-летия Нененко в виде выездной победы нашим ребятам не хватило самой малости. Особенно обидно, что свой гол игроки «Алании» забили с явным нарушением правил. Во время подачи углового с левого фланга румыном Архире кто-то из владикавказцев рукой схватил Гончарова за свитер, не позволив тому добраться до верхового мяча. На дальней штанге птицу-удачу за хвост поймал Артур Пагаев. Секундное замешательство Баскакова, справедливое возмущение вратаря «Факела»… Всё же арбитр не рискнул отменить гол и показал на центр. Возможно, сказалась наэлектризованная атмосфера на трибунах – стадион напоминал вулкан. Последние минуты запомнились двумя фантастическими рывками Юминова (и откуда только силы брались!) и блестящим сэйвом Гончарова. Как он умудрился переместиться в долю секунды к противоположной стойке и парировать коварный удар головой в нижний угол – уму непостижимо!
Отчётный матч в очередной раз доказал, что в Воронеже сейчас есть команда настоящих мужиков, бойцов до мозга костей. Команда, которой можно гордиться. Отрадно, что в таком нелёгком поединке «Факел» продолжал играть в свой футбол, изрядно озадачив и приятно удивив взыскательную владикавказскую публику.
Владислав СЕМЕНОВ