Потерпев пять поражений кряду и упав на предпоследнее место в турнирной таблице, в пятницу «Факел» вылетел в Москву. Субботняя встреча с чемпионом страны – столичным «Спартаком» - не сулила гостям из Воронежа ничего хорошего. «Народная команда», сокрушительно проиграв в прошлом туре в Раменском «Сатурну» - 0:3, должна была в клочья порвать провинциалов из Черноземья, для того чтобы вернуть доверие своих исступлённых фанатов. Только неисправимый оптимист мог надеяться на то, что «Факел» раскатает лучший клуб страны в «Лужниках» в блинчик.
Призрачные шансы на ничью могли осуществиться лишь в одном случае: если воронежцы отыграют весь матч без единой ошибки в обороне. Но такая возможность была настолько призрачной, что верил в положительный исход (я имею в виду нулевую ничью) лишь каждый десятый любитель футбола. Добавило надежды (это уже непосредственно перед самым началом встречи) и то, что «Спартак» будет играть не в самом сильном составе. По разным причинам в составе чемпиона отсутствовали сразу восемь игроков основы (ну, и чтобы быть абсолютно объективным, добавлю) и ближайшего резерва. Тчуйсе и Ирисметов были призваны под знамёна своих сборных (Камеруна и Узбекистана соответственно), Калиниченко пропускал матч из-за дисквалификации, Ананко, Безродный, Баранов и Куприянов травмированы. У «Факела» потерь было почти в четыре раза меньше: отсутствовали лишь Касторный, ещё не залечивший приводящие мышцы, да Санько, получивший тяжёлую травму коленного сустава в последнем матче и находящийся сейчас на лечении в Ростове. Олег выбыл из строя, как минимум, на два месяца. За «Факел» мог сыграть и тот фактор, что, разбазарив своих верных и преданных бойцов (как то: Тихонов, Кечинов, Цымбаларь и иже с ними), Романцев обратился за помощью к мастерам пляжного футбола Бразилии (Робсону, Маркао и Алешандре), африканцам Тчуйсе и Мукунку, братьям-славянам Митрески и Гошевски с Балкан, мусульманину из солнечного Узбекистана Ирисметову… Всем им абсолютно чужд спартаковский дух и спартаковский стиль игры.
Однако «Факел» сегодня находится далеко не в том состоянии, чтобы противостоять даже сильно обескровленному сопернику. Как можно обыграть клуб высшего дивизиона, когда нападающие команды не отягощают себя обязанностями по взятию ворот соперника? Учитывая, что в составе воронежцев числятся шесть форвардов (если к Гурбанову, Гарасу, Алхимову и Ланько добавить Сафронова и Шмарова), чем можно объяснить тот факт, что все они, вместе взятые, за семь игр забили два мяча, да и то с пенальти?! Кому отдать предпочтение в этой ситуации? Нененко остановил свой выбор на продолжающем играть на уколах Виталии Сафронове и на многоопытном ветеране Валерии Шмарове, который когда-то был настоящей звездой в составе «Спартака». Московские болельщики его прекрасно помнят, поэтому и встретили очень доброжелательно. А вот к появлению на поле другого экс-спартаковца Александра Щеголева отнеслись довольно равнодушно.
Как бы то ни было, но установка на матч выглядела довольно простой: Шишкин смотрит за Ширко, Черкес – за Ловчевым (Германом, сыном известного в прошлом защитника красно-белых и сборной СССР Евгения Ловчева), Кулев не должен был дать развернуться Титову, а Дегтяреву вменено в обязанности поменять позицию правого хава на место правого полусреднего.
Поначалу эта тактика себя оправдывала. Спартаковцы были лишены оперативного простора, и первый опасный момент был создан именно возле их ворот. Уже на пятой минуте матча Шмаров и Сафронов разыграли штрафной удар, и получивший мяч Шишкин закинул его на выход Орловскому. Тот хотел оторваться от защитников, но оказался на газоне. Падать, наверное, не стоило. По крайней мере, абсолютно никакого впечатления на арбитра матча Николая Иванова из Санкт-Петербурга это не произвело. Он даже бровью не повёл, и игра продолжилась. «Спартак» играл неспешно, даже, можно сказать, несколько вальяжно. В каждом тактико-техническом действии проскальзывала самоуверенность. Этакое чувство внутреннего превосходства. Даже не повышая оборотов, москвичи умудрились в первом тайме создать два стопроцентных момента для взятия ворот. Николай Писарев, самый возрастной, самый опытный и самый думающий игрок столичной дружины мягонько так выкатил мяч под удар Ловчеву на угол вратарской, а тот взял да и промахнулся с убойной позиции. Через шесть минут юный форвард опять оторвался от Черкеса и выстрелил с левой ноги. На этот раз мяч летел точно в створ, но на его пути оказался Гончаров.
В подавляющем большинстве атаки хозяев начинал Митрески, бросая в прорыв своих партнёров по правому флангу атаки, где удачно взаимодействовали Писарев и Парфёнов. Однако реализовать своё преимущество до перерыва спартаковцам так и не удалось. А вот во втором тайме, стоило только москвичам прибавить в скорости, оборонительная линия воронежцев начала давать сбои. Судьба матча решилась в течение каких-то двенадцати-пятнадцати минут. Сначала дали возможность Писареву беспрепятственно войти в штрафную и мощно пробить в дальний угол. Гончаров сумел парировать этот удар, но отбил мяч прямо перед собой. Разинув рты, защитники смотрели, как Ширко с шести метров открывает счёт. В оправдание воронежцам можно сказать лишь то, что тремя минутами раньше из-за травмы поле покинул Шишкин, и форвард москвичей оказался без персонального опекуна. Буквально тут же столичные футболисты провели ещё одну атаку. Она уже практически захлебнулась, но в районе углового флажка наши защитники затеяли игру в квадрат с активно вступившими в отбор москвичами, и нарушили одну из главных заповедей футбола: никогда не играй через центр своей штрафной. Мячом овладел Грановский и хладнокровно поразил цель метров с 14. Удар шестого номера москвичей был настолько сильным и точным, что Гончаров, вышедший вперёд и сокративший угол обстрела, успел только вскинуть руки, что не помешало «снаряду» вонзиться под перекладину.
На этом неприятности для «Факела» не кончились. Минут через десять Митрески увидел открывшегося на углу штрафной площадки Титова и моментально сделал ему передачу. Одним касанием Егор принял мяч на грудь, а вторым вколотил в самую девятку. Получился гол-красавец, достойный учебников по технике футбола. Только после этого «Спартак» успокоился и вернулся к усыпляющей себя и соперника игре. «Факел» же перешёл наконец к самым активным действиям и пытался забить хотя бы гол престижа, повторив прошлогодний результат. Тогда в «Лужниках» воронежцы проиграли – 1:3. Надо сказать, что нашим футболистам сделать это чуть не удалось.
По крайней мере трижды у штрафной «Спартака» становилось жарко, но мяч упорно не хотел лететь в сетку хозяйских ворот. Первым мог отличиться Орловский. Болтрушевич с Гурбановым вывели его на ударную позицию, но на плечах нашего полузащитника уже висел Ковтун, да и в ноги Радиславу бросился Левицкий, которому Романцев доверил место в воротах. Орловский «пыром» ткнул уходящий мяч и угодил в ногу голкипера. Ещё дважды был близок к успеху, пожалуй, лучший игрок в составе «Факела» Игорь Дегтярев. Приблизительно с одной и той же позиции (метров с двадцати) он хотел попасть точно в угол, но оба раза промахивался. На полметра, не больше, но кого это порадовало?
Вот Болтрушевич, выполняя штрафной, пробил и мощно, и точно. Но до ворот Левицкого было метров тридцать, и голкипер успел среагировать на удар. На добивание, естественно, никто из воронежцев не пошёл. А зря.
Что теперь ожидает «Факел»? Последнее место воронежцы себе уже обеспечили, и только поединок с «Ротором» 12 мая сможет ответить на вопрос: надолго ли? Этот матч может стать лебединой песней Нененко и концом радужных надежд нашей команды на светлое будущее. А может повернуть всё в обратную сторону: победа над волжанами придаст футболистам «Факела» уверенности в своих силах и выведет их из психологической ямы. Очковый запас можно легко пополнить уже в следующих трёх турах: в соперниках у наших футболистов будут отнюдь не самые сильные клубы: «Ростсельмаш», «Торпедо-ЗИЛ» и «Сатурн». Закончить свои размышления хочется словами из всем известной песни: «Не падайте духом, поручик Голицын». Ещё далеко не всё потеряно. «Главное – ещё день простоять, да ночь продержаться», как в известной сказке Гайдара и Мальчише-Кибальчише. Только вот не хочется, чтобы «Факелу», как и герою-мальчишке, поставили памятник на высокой горе, похоронив его в недрах первого дивизиона.
Близится время дозаявок, которое тоже во многом может помочь воронежцам выйти из кризиса. Момент истины ещё не наступил.
Евгений МАРТЫНОВ