По прибытии на военный подмосковный аэродром в Жуковском нашу команду ждал неприятный сюрприз. «Гостеприимные» хозяева в лице администратора «Торпедо» и не думали встречать «Факел». В результате игрокам и руководству команды пришлось больше часа стоять возле самолёта на обдуваемой всеми ветрами взлётной полосе (зала ожидания на принимающем только спецрейсы аэродроме попросту нет). По каким-то причинам автобус так и не прибыл, добираться до гостиницы пришлось на трёх маршрутных такси. Трудно сказать, был ли сей вопиющий случай просто стечением обстоятельств или попыткой москвичей вывести предстоящего соперника из состояния психологического равновесия. Во всяком случае, только в десятом часу вечера «Факелу» наконец удалось добраться и разместиться в гостинице «Россия», находящейся буквально в двух шагах от Красной площади.
Если в Питере веет стариной, то в Москве – деньгами. Только отчего-то грустными были глаза Александра Щеголева, приехавшего в гостиницу на шикарном «Мерседесе», для того чтобы пообщаться с товарищами…
Вообще-то, примыкающее к Кремлю сердце России – Красная площадь – давно уже не производит былого впечатления величия и духовности. Возможно, потому, что зажатый со всех сторон многочисленными ночными клубами вроде «Манхетен-экспресс» островок древней русской архитектуры выглядит каким-то чужеродным элементом. Сюрреалистическую картину дополняют неоновые огни рекламы на ресторанах да, пардон, потоки мочи, стекающие из биотуалетов (гордости Лужкова) чуть ли не на булыжную мостовую Красной площади.
Но запах денег, конечно, превалирует. Потому и преуспевает созданное искусственно и столь же искусственно насаждаемое на земле Лужников детище господина Алешина – «Торпедо», для которого значение матча с «Факелом» было трудно переоценить. В борьбе за бронзовые медали первенства питомцам Виталия Шевченко победа нужна была как воздух, тем более что и весь турнирный пасьянс после встреч, сыгранных накануне, на руках уже имелся. Конечно, в клуб, не имеющий, по большому счёту, традиций, деньги вложить можно. А вот не имея зрелищной игры, болельщиков на трибуны не заманишь и калачом. Жалкие островки болельщицкой аудитории на крупнейшей арене России (и это при том, что других матчей в Москве не было) невольно заставляли задуматься об обоснованности гегемонии столичных клубов в российском высшем дивизионе. Гегемонии, опять же, за редким исключением, кроме денег, ничем не подкреплённой. Благо, что на трибунах высадился внушительный десант воронежских фанов, своими речёвками скрашивавший почти камерную атмосферу. Да ещё почтили своими вниманием игру некоторые фаны московского «Динамо», естественно (исходя из логики турнирной борьбы), болевшие за «Факел». Наверняка, симпатизировали гостям присутствовавшие в ложе VIP Гаджи Гаджиев и Валентин Иванов.
Стартовый состав нашей команды в виду отсутствия продолжающего восстанавливаться после травмы Сафронова и приболевшего Шуканова оказался достаточно предсказуем. С первых минут «Факел» заиграл легко и непринуждённо, проведя целую серию размашистых регбийных атак веером. Не успела стрелка секундомера сделать пару кругов, как Семин выверенным пасом нашёл на правой бровке Гришина. Последовал зрячий перевод мяча к ближнему углу вратарской, где защитник москвичей в последний момент успел снять мяч с ноги у изготовившегося к удару Гараса. Затем Гришин проникающим пасом за спины защитников выводил на ворота Юминова, однако форвард «Факела» не лучшим образом обработал мяч, и атака захлебнулась едва начавшись. Правда, пару раз заставил учащённо биться сердца воронежских болельщиков либеро «Факела» Бескровный, казалось бы, в патовых ситуация демонстрировавший просто скандинавское хладнокровие в собственной штрафной. Запомнился также неплохой дриблинг Гараса, финтами разбросавшего на правом углу владений Воробьёва двух соперников, но передача в район одиннадцатиметровой отметки не нашла адресата. В общем, «Факел» играл уверенно, хорошо комбинировал и явно переигрывал хозяев поля.
Трудно сказать, по какому бы сценарию продолжилась встреча, да только прагматичные торпедовцы выжали максимум из первого же полумомента, созданного у ворот Гончарова. Прострел правого хавбека москвичей Гашкина на дальней штанге в отчаянной борьбе с Камольцевым неожиданно замкнул… Черкес. За исключением вышеупомянутого эпизода, за весь первый тайм хозяева могут занести себе в актив лишь коварный удар головой в исполнении Шкапенко, после которого мяч просвистел над перекладиной наших ворот. Их незатейливый тактический арсенал включал в себя плотный прессинг на каждом участке поля, ожесточённую борьбу за мяч (благо, отменная физическая подготовка это позволяла), умение при потере мяча мгновенно, словно улитка, закрыться на своей половине поля в глухой обороне. В атаке торпедовцы в основном полагались на навесы да на «авось», дожидаясь ошибок со стороны наших защитников.
Перечисленные слагаемые, помноженные на боевой настрой и заряженность на борьбу, оказались достаточно эффективными. Забавно, но, даже восходя на поле перед игрой, торпедовцы чуть ли не маршировали в ногу, словно в песне времён Отечественной войны: «Дойчен зольдатен унд официрен, марширен, марширен, нихт капитулирен». Этакая машина по производству голов, без изюминки и изысков…
Тем не менее, «Факел», имея ощутимое территориальное преимущество, так и не смог подобрать ключи к воротам крайне неудобного соперника. Возможно, где-то не хватило элементарного везения, а где-то – умения выжать из многочисленных полумоментов что-либо осязаемое. Бросалось в глаза, что в центре полузащиты (в основном усилиями Гришина) воронежцы явно переигрывали торпедовцев, а вот на флангах были проблемы. Санько преуспевал в основном в разрушении, а не в созидании, а Касторному, отвечавшему за всю правую бровку, тяжело приходилось в борьбе с жёстким и быстрым защитником Малаем, которого постоянно поддерживал кто-то из хавбеков хозяев поля.
Но даже при всём при этом «Факел» на исходе тайма просто подавил москвичей. Дважды пощекотал нервы голкиперу Воробьёву исполнявший штрафные Александр Гришин. Он же не раз спарывал оборону лужниковцев, направляя мяч барражировавшему по всему фронту атаки Гарасу. Увы, Олегу никак не удавалось вырваться из-под плотной опеки. Пожалуй, наиболее реальный момент для взятия ворот создал Семин, посеявший панику на левом углу вратарской. К сожалению, отскочивший от защитников хозяев мяч чуть разминулся с караулившим свой шанс на дальней штанге форвардом Юминовым.
В перерыве наставник «Факела» Валерий Нененко внёс определённые тактические коррективы. Дегтярев, заменивший Семина, занял левый фланг полузащиты, а роль плеймейкера была доверена Санько.
В свою очередь торпедовцы в начале второго тайма стремились прессинговать наших защитников, пытаясь при потере мяча тут же погасить развитие атак «Факела». Надо признать, что минут пятнадцать им это удавалось. В этот временной отрезок отличную возможность удвоить счёт упустил Аристархов. После подачи углового головой коварно пробил Камольцев, и голкиперу «Факела» Гончарову пришлось демонстрировать своё мастерство (в броске рукой вытащил мяч из-под перекладины). Опасно пристреливались по нашим воротам диспетчер «Торпедо» Казаков и активный Вязьмикин.
Постепенно «Факелу» за счёт быстрых коротких передач в касание всё же удалось выбраться из-под прессинга, и инициатива вновь перешла к воронежцам. Кульминация матча наступила в середине тайма. На ограниченном участке поля, в окружении трёх соперников, просто изумительный по технике исполнения слалом совершил Касторный. Последовал пас в центр штрафной, где рванувшийся на передачу Шмаров дезориентировал защитников, оригинально пропустив мяч Дегтяреву. К сожалению, Игорь загубил стопроцентный голевой момент, пробив по воротам из убойной позиции сильно, но неточно. Минутой ранее оваций трибун удостоился Бескровный, разобравшийся с тремя торпедовцами на той же правой бровке между центральным кругом и штрафной москвичей. Похоже, девиз «Не забиваешь ты – забивают тебе» можно смело наносить на герб «Торпедо».
И если пушечный удар Зырянова вратарь «Факела» всё же исхитрился отбить кулаками, то минутой позже он был бессилен спасти свою команду. В быстрой контратаке хозяева перевели мяч на угол нашей штрафной, где в воздушной дуэли экс-амкаровец Зырянов просто смял Санько. Первый удар с носка мимо бросившегося навстречу Гончарова пришёлся в правую стойку ворот, а повторный завершился взятием ворот. По такой «вязкой» игре забить в оставшуюся пятиминутку два мяча, конечно, было утопией.
«Факел» всё же нашёл в себе силы на последний штурм, однако тобольский арбитр Гусев развеял последние иллюзии, не назначив явный пенальти в ворота хозяев поля. Гарас готовился замкнуть хороший прострел Дегтярева, но защитник попросту «заплёл ноги» нашему нападающему. Впрочем, судья весь матч благоволил москвичам, ещё в первом тайме «зажав» пару угловых «Факела», а все падения и единоборства трактовал только в одну сторону.
Несмотря на поражение, воронежские болельщики проводили «Факел» овацией, а вот «Торпедо» с такой эффективной, но на редкость пресной игрой вряд ли может рассчитывать на пополнение зрительской аудитории даже в свете возможного попадания в тройку призёров. Холодный расчёт при достижении результата умом понять и принять, конечно, можно. Вот только болельщики воспринимают футбол сердцем…
Владислав СЕМЕНОВ